Развитие информационных технологий затрагивает практически все сферы человеческой жизни. Не составляет исключение и образование. Новые технологии позволяют более эффективно организовать образовательный процесс, предоставляют обучаемому новые средства и источники получения информации: ресурсы Internet, электронные учебники, энциклопедии, электронные библиотеки и т.д. Также в обществе в настоящее время активно развивается открытое и дистанционное образование, в котором процесс обучения может осуществляться по принципам личностно-ориентированного подхода в рамках свободно выбираемой обучаемым собственной образовательной траектории. В этих целях в учебных заведениях формируются электронные учебно-методические материалы для обеспечения учебного процесса по различным формам обучения. Представляет интерес создание систематизированных учебно-методических комплексов (УМК) по отдельным дисциплинам, предназначенных для организации обучения по очной, заочной и дистанционной формам. Подобные УМК играют большое значение для преподавателя и студентов. Они могут быть размещены в локальной сети школы, вуза, в глобальной общедоступной сети Internet [1].
Разработка УМК представляет определенные трудности. В них необходимо предусмотреть дружелюбный интерфейс, автоматизировать многие работы, например, удобную поисковую систему, систему тестирования, привычную навигационную систему и пр.
Создаваемые в настоящий момент обучающие комплексы не могут удовлетворить потребности каждой отдельной дисциплины.
Представляется, что эффективным направлением совершенствования учебного процесса является разработка УМК для отдельных дисциплин [2].
Курс «Теория систем и системный анализ» преподается на специальности 080800 «Прикладная информатика в гуманитарной области» и на специальности 0901030 «Защита информации». Данный курс является одним из важных направлений образовательного процесса и позволяет использовать системный подход практически в любой решаемой человеком задаче.
Цель: разработка контента учебно-методического комплекса «Теория систем и системный анализ».
Задачи:
1. Разработка контента УМК по курсу «Теория систем и системный анализ»;
2. Формирование информационных, учебных, наглядных материалов для наполнения содержания УМК;
3. Разработать структуру учебно-методического комплекса;
4. Разработка тестов и других контролирующих мероприятий;
5. Разработка методических рекомендаций по использованию УМК в учебном процессе.
Практическая значимость: данный комплекс целесообразен в качестве дополнительного элемента к традиционной форме преподавания данного курса. В учебном процессе УМК может использоваться в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы обучения и выступать как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации работы педагогов.
|