На сегодняшний день в мире и, в частности, в России, растёт динамика проникновения интернета в общество.
Для данной работы показательной является социальная сеть для обмена медиаконтентом YouTube. Сейчас сеть насчитывает около 1,5 млрд активных пользователей, по всему миру [2], при этом в России аудитория YouTube насчитывает 19,1 млн активных пользователей.
Основным контентом в социальной сети YouTube являются видео. Тех, кто производит эти видео, обобщённо называют авторами, или контентмейкерами. Остальные действия в данной социальной сети будем считать вспомогательным контентом.
За последние 5 лет сформировалась определённая тенденция диффузии телевизионного и интернет-контента. Если ранее популярных в интернете контентмейкеров приглашали на телевидение [4, 5], то сейчас ситуация изменилась в обратную сторону – люди, работа которых была неразрывно связана с телевидением, всё чаще появляются в интернете [6, 7]. В связи с этим можно сделать вывод о том, что социальная сеть YouTube является продолжателем телевидения, но со своими нюансами. Наиболее важными из нюансов являются возможность просматривать контент в любой момент времени (вместо программы передач на ТВ), а также право на загрузку всевозможного контента собственного производства (вместо множества согласований с редакторами телепередач). Следствием такой «наследственности» является наличие совокупности угроз, которые несут в себе социальная сеть YouTube и телевидение.
Одной из угроз может являться распространение в информационных сетях контента практически любого характера, в том числе и деструктивного. Согласно Доктрине информационной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации №646, данная проблема особенно остро поднимается в последнее время из-за увеличения количества различных инцидентов, так или иначе связанных с распространением деструктивного контента в информационных сетях [8]:
1. В зарубежных средствах массовой информации увеличивается количество материалов, содержащих отрицательную оценку деятельности Российской Федерации.
2. Различные террористические и экстремистские организации стали чаще использовать механизмы информационного воздействия на сознание людей в целях нагнетания межнациональной напряженности, разжигания ненависти и пропаганды экстремистской идеологии.
3. Увеличиваются масштабы компьютерной преступности, растет количество компьютерных атак на различные компании.
В данный момент, когда жизненный темп довольно напряжен, не всегда удаётся усвоить ту информацию, которая проходит через нас. В этом случае на проверку информации времени не хватает и подавно. Ввиду этого фейковая информация зачастую принимается пользователями за чистую монету.
Для сохранения накопленной информации из социальной сети YouTube можно воспользоваться различными ухищрениями. К примеру, скопировать ссылку на видео с сайта YouTube и переслать информацию на свою страницу или в сообщения самому себе в другой социальной сети, либо просто нажать кнопку «Мне нравится», «Добавить в плейлист» или «В избранное» и видео автоматически попадёт в соответствующий список. Однако при сохранении информации в социальной сети ей может воспользоваться любой человек, если пользователь не изменил стандартные настройки приватности. Из-за подобного халатного отношения пользователей к информации «о себе» растет количество различных киберпреступлений, таких как: шантаж, вымогательство, DDoS-атаки, хищение персональных данных, анализ психологического портрета пользователя и последующее его использование.
Таким образом, социальная сеть YouTube постепенно становится основным инструментом информационно-психологического воздействия на общество наряду с телевидением, а иногда и опережая его.
Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что актуальность исследования обусловлена следующими факторами.
1. Ростом популярности социальной сети YouTube и небрежного отношения людей к добавлению вредоносной или деструктивной информации в закладки, которая может быть получена от фейковых пользователей сервиса или сама являться фейковой;
2. Ростом скорости развития технологий, а, следовательно, и ростом мощностей деструктивных воздействий на информационные сети;
3. Присутствием в информационных сетях огромного количества вредоносного, в частности, фейкового контента, который имеет деструктивный характер;
4. Ограниченной осведомленностью людей об определении полезной и ценной информации, которая имеется в социальной сети YouTube;
5. Относительно слабой защищенностью социальных сетей от разного вида атак и необходимостью обеспечения безопасности пользователей при нахождении в данных сетях;
6. Потребностью в создании определенной системы, позволяющей управлять возникающими рисками и устранять их в рассматриваемых сервисах.
Таким образом, в данной области необходимо создание комплексного научно-методического обеспечения, которое позволит определить и в последствии управлять информационными рисками на основе данных о вероятном ущербе при возникновении различных угроз, связанных с фейками, для повышения общего уровня защищенности пользователей социальной сети YouTube.
Анализ существующих подходов и исследований по тематике фейков в информационном пространстве, и, в частности, в социальной сети YouTube, показал, что нынешний подход к их изучению не учитывает многие аспекты деятельности фейков, что приводит к следующим противоречиям между:
1. Имеющимся описанием фейков и отсутствием их классификации и необходимостью более ёмкого описания фейков и выполнения изысканий по классификации для дальнейших исследований;
2. Нынешним алгоритмом распространения контента по сети для обмена медиаконтентом YouTube и отсутствием моделей выявления фейков для учета распространения фейкового контента в данной сети;
3. Наличием информационно-психологического влияния фейков на пользователей и отсутствием описания их влияния на пользователей сети для обмена медиаконтентом YouTube.
|