Актуальность темы исследования. Современное интернет-пространство сложно представить без упоминания о фейковом контенте. Данный термин носит характер интернет-сленга [1]. В документах по информационной безопасности, таких как доктрина информационной безопасности [2], федеральный закон №149 [3] и других, нет конкретного определения данного слова, а также определённо выработанной стратегии противодействия распространению фейкам. Данная проблема распространяется на все сферы информационного пространства и приобретает международный характер, вплоть до использования в информационной войне.
Так, на примере конфликта РФ с Украиной развернулась масштабная информационная война, в которой участвовали более десятка стран. В этой сетевой конфронтации главенствующую роль приняло распространение фейкового контента с одной и другой противоборствующих сторон. Здесь были подмены фотографий с соответствующим описанием: инциденты войны в Югославии были использованы в качестве описания к конфликту на Донбассе с одной стороны и информация о выдвижении танковой колонны ВС РФ с целью взятия города Запорожье с другой [4].
Несмотря на активное использование фейкового контента правительствами большинства развивающихся стран, вводятся попытки борьбы с деструктивным воздействием как на локальном уровне, так и на глобальном при создании комитетов и различных содружеств по решению данной проблемы. Так, на шестой Международной конференции по безопасности в Москве обсуждалась тема информационной агрессии и методах её решения. Здесь говорилось об использовании международно-правовых институтов, создании раздела противодействия ложным новостям на сайте МИД России, работе Департамента общественной информации в ООН и так далее [5].
Одну из главенствующих ролей, способствующих распространению фальсифицированной информации, играют социальные сети. По данным сайта, занимающегося статистикой данных социальных сетей, у трёх наиболее популярных зарубежный сетей, таких как Facebook, Twitter и Youtube, в общей сложности наблюдаются 8,134,708 активностей пользователей ежедневно, кроме этого 41,662,806,385 постов и комментариев [6]. Для интересующей нас сети Facebook характерно 1 280 миллионов активных пользователей, причём вне США 85%. Данная статистика говорит о масштабности и глобальной известности данной сети, что является привлекательным для распространения деструктивного контента, в частном случае для деятельности фейков и увеличения количества ложной информации.
Инфографика [83] предоставляет статистические данные по фейковым профилям, в соответствии с которой поддельные профили зависят от пола, количестве друзей жертвы, данных об обучении, обновления статуса и т.д.
Facebook разделил фейковые аккаунты на три группы: дублированные, ошибочные, «нежелательные» [7]. Представители социальной сети не могут сказать о количестве фейковых аккаунтов. По приблизительным расчётам их может быть больше 140 миллионов [8].
Как мы видим, задача определения фейков стоит одной из самых главных для социальных сетей, а в нашем случае для Facebook.
В качестве примера можно взять новость о поддельных российских учетных записях Facebook. Информация заключалась в том, что они купили 100 000 долларов в политических объявлениях. Большинство из 3 000 объявлений не ссылались на конкретных кандидатов, но вместо этого сосредоточились на социальных проблемах, таких как раса, права геев, контроль над оружием и иммиграция, согласно сообщению, на Facebook от Alex Stamos, главного сотрудника службы безопасности компании.
В Facebook администрация занимается проблемой фейковых аккаунтов и новостей не в достаточной мере эффективно. Более того, многие из официальных представителей говорят о малом количестве данного контента в сети [10]. Однако, в Facebook создаётся ряд групп, противодействующих и раскрывающих фейковые новости и аккаунты. Так, например, была разоблачена новость «Агент ФБР, подозреваемый в утечке электронной почты Хиллари, был найден мертвым в явном убийстве-самоубийстве», которая была опубликована надёжным источником [11]. Фейковыми новостями было и про поддержку Папой Римским Дональда Трампа, и про свадьбу с несовершеннолетними в Германии [12].
Из данных примеров следует, что фейковый контент нацелен на большую часть пользователей. В случае воздействия на конкретного пользователя, происходит атака типа социальная инженерия, благодаря которой происходит доверительный процесс в сторону злоумышленника, в следствие чего могут сообщаться персональные данные, секретная информация, либо производиться ряд нежелательных действий [13].
Из вышеизложенного следует, что необходимо создать и усовершенствовать модель оценки информационных рисков распространения фейков в социальных сетях. Необходимо не только разработать предложения по технологическому решению данного вопроса.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
1. Популяризация и глобализация социальный сетей и рост фейкового контента в качестве фальсифицированных новостей, ложных аккаутнов, поддельных фотографий и так далее.
2. Увеличение числа пользователей и новостных групп, что является удобным плацдармом для инициализации фейковой информации и её скрытого присутствия в сети.
3. Доверчивость пользователей к большинству новостных лент и известным, внушающим уверенность, аккаунтам.
4. Практическая незащищённость социальных сетей от фейкового контента различных видов.
5. Необходимость в создании методологии определения ложной информации в соцсетях, позволяющей управлять информационными рисками и их предотвращении.
Из вышеизложенного следует, что для социальных сетей с фейковым контентом необходимо создание систематического подхода с разработкой модели поиска и выявления фейков для управления информационными рисками на основе вероятностного ущерба при возможной реализации разных угроз с целью обеспечения локальной и групповой безопасности пользователей.
Изучение работ по данной тематике выявила следующий набор имеющихся противоречий между:
1. потребностью в обосновании процессов выявления, распространения и предотвращения фейков в социальной сети Facebook и их внедрения в качестве одной комплексной работы [52].
2. потребностью в модели обнаружения фейков в социальной сети Facebook на основе классификаторов и готовностью науки предоставить данные для эффективного их использования [52].
3. значимостью внедрения модели распространения фейкового контента в социальной сети для общения Facebook и использованием достоверной информации в данной модели [92-96].
|