ID номер | GIB022 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид | Научный материал подойдет для подготовки дипломной работы Бакалавра, Специалиста, а также НИР или курсовой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уникальность | Гарантируется по системе «Антиплагиат» в диапазоне 75-95% на момент передачи покупателю | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наполнение | 116 страниц, 25 рисунков, 13 таблиц, 34 источника | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аннотация |
Ключевые слова: автоматизированная система управления, информационные риски, защищенность систем, оценка рисков, управление рисками. Объектом исследования является система управления газотранспортным предприятием, распределённая на расстоянии, осуществляющая обмен технологических данными c использованием Web-технологий. Предметом исследования являются математические модель оценивания защищённости подсистемы обмена технологическими данными в режиме реального времени c использованием Web-технологий в распределённой в пространстве автоматизированной системе управления. Цель работы состоит в риск-анализе автоматизированной системы управления как объекта защиты от деструктивных информационно-управляющих воздействий на технологический процесс. В исследовании используются методы экспертных оценок и математического моделирования, численные методы расчета и анализа, методы теории рисков, теории вероятности, математической статистики и системного анализа. Полученные результаты и их новизна: 1 В исследовании основных угроз, связанных с передачей технологической информации между территориально распределёнными элементами, были учтены результаты их количественного и качественного развития. 2 В отличие от аналогичных работ, полученная риск-модель в автоматизированных системах газотранспортного профиля включает в себя выражения для экстремумов интегрального риска распределенных систем. 3 Отличительной особенностью подхода к регулированию интегрального риска реализации асинхронных атак на АС в распределенных газотранспортных системах является управление общим риском посредством смещения моды по величине ущерба в сторону меньших значений методом изменения параметров распределений аддитивных компонент. Практическая ценность работы заключается в том, что: 1 Анализ основных видов угроз, воздействующих на АС, позволяет выявить наиболее опасные их виды и дает возможность уделить особое внимание защите от этих типов угроз. 2 Построенная риск-модель может применяться для оценки рисков в АС ГТП, использующих распределенные системы как основное средство для обмена информацией и контроля работы ГТП, а также построения АС, устойчивых к воздействию дестабилизирующих факторов с использованием Web-технологий. Полученные выражения для интегрального риска данных систем и его экстремумов позволяют оценить защищенность системы в целом, а также выявить наиболее уязвимые компоненты. 3 Подход к регулированию интегрального риска в случае реализации асинхронных атак может применяться для снижения риска операций злоумышленника в АС ГТП, в частности, он позволяет снизить среднее значение ущерба, наносимого газотранспортному предприятию, в целом, а так же среднеквадратическое отклонение, путем регулирования тех же параметров в компонентах системы. Это позволяет проводить мероприятия по управлению рисками выборочно, уделяя внимание лишь защите самых уязвимых компонентов, что уменьшает затраты на защиту. Область применения – научные исследования и разработки. Проведенная исследовательская работа является экономически эффективной. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение |
Газотранспортная система (ГТС) - это технологическая система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных газопроводов и сопутствующих им сооружений, предназначенных для обеспечения газом потребителей[1,23]. Для того, чтобы гибко и эффективно управлять такой распределённой системой, необходимо знать текущие значения параметров производственных процессов, состояния оборудования, то есть данные реального времени, полученные на всём протяжении[2,3]. Поэтому любое предприятие, в том числе и газотранспортное, имеет автоматизированную систему управления (АСУ), которая представляет собой комплекс программных и технических средств, предназначенный для автоматизации управления технологическим оборудованием на предприятиях. Добыча и транспортировка газа одна из ведущих отраслей промышленности, где проектированию АСУ ТП уделяется наибольшее внимание. Здесь наиболее ярко отражаются требования к АСУ по безопасности, надёжности, устойчивости к воздействию климатических факторов и другим характеристикам[10]. Основными видами деятельности газотранспортного предприятия являются обеспечение надёжной транспортировки газа до конечных потребителей, предотвращение аварий и аварийных ситуаций на газопроводах, обеспечение технического и финансового учёта поставляемого газа, уменьшение технических потерь газа и борьба с коммерческими потерями (с воровством газа путём несанкционированных врезок), защита газопроводов от коррозии и осуществление мониторинга коррозионного состояния газопроводов, осуществление диагностики, ремонта и реконструкции линейной части газопроводов, конструктивных элементов, обвязки, и оборудования компрессорных станций[5]. Автоматизированная система управления обеспечивает автоматизацию основных технологических операций на производстве в целом или каком-то его участке, являясь одним из наиболее эффективных инструментов контроля и интенсификации производства[4,29]. Кроме того, осуществляется минимизация негативного влияния человеческого фактора при подготовке и принятии управленческих решений. При этом остаётся возможность участия человека в отдельных операциях, как в целях сохранения человеческого контроля над процессом, так и в связи со сложностью или нецелесообразностью автоматизации отдельных операций[1,4,34]. В любом современном производстве необходима полноценная система сбора, обработки, представления и архивирования данных о состоянии технологических объектов, поступающих с различных участков предприятия и различных подсистем АСУ. Для осуществления полноценной работы газотранспортной системы существует необходимость оперативно получать информацию, контролировать работу в режиме реального времени, а также осуществлять мониторинг состояния элементов системы. Чтобы управлять такой системой, необходимо иметь данные о её параметрах на всём её протяжении. А эти параметры могут изменяться и в аварийной форме [17,18]. Так, например, необходимо осуществлять диагностику газопроводов, оперативный учёт и администрирование конструктивных элементов газопроводов, организовать мониторинг состояния каждого выявленного дефекта, динамики его развития[5]. Использование Web-технологий дает широкие возможности дистанционного мониторинга и управления. Информация передается в едином формате и доступна для просмотра и обработки с помощью стандартных средств[12]. При относительно небольшом количестве передаваемых данных, Web- технологии интегрируются в автоматизированные системы управления в основном для контроля основных показателей процесса, а не попытки полного охвата всей информации, предоставляемой системой[34]. К настоящему времени разработано множество способов использования всемирной сети Интернет в автоматизации. Будучи предназначенными в основном для получения оперативных данных об основных параметрах процессов, они наиболее активно применяются на уровне SCADA. Эти технологии позволяют получать информацию о состоянии объектов, находящихся за тысячи километров от пользователя[12]. SCADA- это программный пакет, предназначенный для разработки или обеспечения работы в реальном времени систем сбора, обработки, отображения и архивирования информации об объекте мониторинга или управления[4]. Самым простым, но очень действенным методом интеграции SCADA систем в Интернет является использование электронной почты, как средства оповещения при появлении новых записей в журнале тревог. Служба "Web-сервис клиента" устанавливается на компьютерах пользователей системы и предназначена для регистрации пользователя в службе "Web-сервис связи", получения уведомляющих сообщений[1,12]. Служба "Web-сервис связи" передает сообщение нескольким клиентам и принимает сообщения от нескольких клиентов. Служба "Web-сервис связи" устанавливается на специализированных компьютерах мониторинга, на которых производится процесс мониторинга. Служба регистрирует ip адреса клиентов, которым будут рассылаться сообщения, уведомляющие об аварийной и предаварийной ситуации[1]. Служба "Сравнение данных OPC с уставками" устанавливается на специализированных компьютерах мониторинга. Служба выполняет функцию сравнения с уставками исходных данных, полученных от ОРС-серверов. Служба "Сравнение данных БД с уставками" устанавливается на специализированных компьютерах мониторинга. Служба выполняет функции сравнения с уставками исходных данных, которые хранятся в БД и проверки полноты поступления информации [1]. Сегодня проблема безопасности использования Web- технологии в АСУ ТП не является исключением. Применение системы паролей позволяет исключить возможность проникновения в систему, однако всегда есть вероятность взлома пароля как вследствие некомпетентности или небрежности сотрудников, так и вследствие ошибок операционных систем и Web-серверов. Ещё одним способом является назначение уникальных адресов и имен компьютеров, которые имеют право запрашивать информацию от удаленной системы. Но и этот метод не дает полной гарантии, так как есть возможность «подмены адреса», то есть представления неким лицом своего компьютера как другого[22]. Обеспечение безопасности Web-технологий складывается из указанных ниже составляющих: конфиденциальность (необходимо обеспечивать передачу информации по сети без утраты конфиденциальности), санкционированный доступ (необходимо обеспечивать аутентификацию пользователей, блокируя для посторонних лиц доступ к важным узлам), защита от хакерских атак, вирусов и других вредоносных программ[12,34]. Из изложенного следует, что системное рассмотрение облика ГТС, структуры АСУ ТП, данных, передающихся в автоматизированной системе управления, позволит выявить основные проблемы циркуляции информации с использованием Web-технологий, что, в свою очередь, позволит выявить основные угрозы ИБ, действующие на элементы управления газотранспортной системы[13]. Предметом исследования являются математические модель оценивания защищённости подсистемы обмена технологическими данными, которая осуществляет сбор данных от удаленных контроллеров, дистанционное управление, мониторинг ГТС в режиме реального времени c использованием Web-технологий в распределённой в пространстве автоматизированной системе управления. Объектом исследования является система управления газотранспортным предприятием, распределённая на расстоянии, осуществляющая обмен технологических данными в режиме реального времени c использованием Web-технологий. Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в риск-анализе автоматизированной системы управления газотранспортного предприятия как объекта защиты от деструктивных информационно-управляющих воздействий на технологический процесс. Для реализации данной цели необходимо решить приведенные ниже задачи: 1. Провести анализ основных видов угроз, воздействующих на АС; 2. Разработать риск-модель АС газотранспортного профиля, компоненты которой подвергаются воздействию дестабилизирующих факторов; Разработать новый подход к регулированию рисков в распределенных АС, компоненты которых подвергаются реализации основных угроз их безопасности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модели, схемы, скриншоты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение |
Работа посвящена исследованию автоматизированных систем управления ГТП и риск-анализу угроз их безопасности. В ходе её выполнения были получены следующие основные результаты: 1. На основе анализа существующих АС было дано определение автоматизированной системы управления ГТП, что позволило отнести её к категории ключевых систем информационной инфраструктуры государства. Также были выявлены функциональные возможности АСУ ГТП. 2. Разработана структурная модель АС и классификационная схема информационных атак на АС, которая позволяет учитывать взаимосвязь уязвимостей, атак и их возможных последствий. 3. При анализе значительного объема статистических данных, выявлены закономерности, доказывающие обоснованность применения предложенных методик оценки и прогнозирования рисков. 4. Получены аналитических выражения риск-моделей компонент автоматизированных систем управления ГТП, плотности вероятностей наступления ущерба в которых имеют вид гамма-распределения. 5. Исследованы аналитические риск-модели распределенных автоматизированных систем, подвергающихся воздействию дестабилизирующих факторов, а также проведена оценка и регулирование общего риска системы при таких воздействиях. 6. При решении задач, применительно к проблематике работы, результативно использовались методы системного анализа, теории риска, теории вероятности, математической статистики, теории обработки сигналов и гармонического анализа. 7. Проанализировано поведение функции риска в зависимости от величины ущерба, а также от числа успешных атак. 8. Рассмотрена функция риска с точки зрения определения чувствительности её параметров. Записаны уравнения для дифференциальной и относительной чувствительности функции риска. 9.Проведено моделирование динамики рисков распределенной компьютерной системы при синхронных и асинхронных вирусных атаках. 10. Найдены матрицы чувствительности, а также уравнение движения риска распределенных компьютерных систем. 11. На основании полученных данных, предложен алгоритм для минимизации риска в распределенных КС. Результаты исследования имеют солидную область применения. Построенный математический аппарат, а также приведенные методики и алгоритмы управления риском позволят строить адекватные системы защиты автоматизированных систем в условиях недетерминированных проявлений дестабилизирующих факторов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резюме | Представленный выше пример готовой работы бесплатно позволяет ознакомиться с ключевыми аспектами написания курсовых, дипломных работ и ВКР, а также магистерских диссертаций. Стоимость и возможность получения доступа к полной версии данной готовой работы по запросу: - Онлайн-ответ "Узнать стоимость готовой работы" |
Скачать презентацию к представленной выше работе
Бесплатно скачать дипломную работу, представленную выше
Выбрать или купить другие готовые дипломные работы по схожей тематике
Заказать дипломную работу по схожей тематике или оценить стоимость можно при помощи формы Узнать стоимость моей работы.
Нет отзывов об этом товаре.